Преодолевая наваждение разума

( Резюме книги "Новая мифология" )

Возможно, что краткое изложение авторского подхода было бы более уместно поместить до основного текста "Новой мифологии". Но вначале никакого конкретного подхода не было, он формировался в процессе изложения. Первая часть оказалась немного занудным, но необходимым введением в систему понятий, обзором существующих подходов к выбранной теме. В границах обозначенного круга вопросов появилась возможность предлагать новые идеи, которые возникали по мере изложения. Параллельно шел событийный ряд, который подтверждал или ставил под сомнение результаты рассуждений. Память также подбрасывала информацию к размышлению. "Мифология" формировалась естественным образом, этот процесс никак нельзя было ускорить или сократить. Всякий раз, когда я, казалось, завершал эссе, появлялись новые данные или происходили события, которые инициировали написание еще одного раздела. Книга превратилась в дневник опыта.

Теперь, когда система представлений сложилась, хотелось бы кратко изложить основные положения другими словами и в иной последовательности. Еще раз использую разумные доводы для развенчания самого разума. Помните, что перед вами не умозрительная теория, а практическое руководство. И еще, я скорее предостерегаю, чем агитирую.

Забыв на время представления о внешнем мире, внушенные при обучении и воспитании, будем, по возможности, опираться на собственный опыт пребывания в реальности. Попытаемся преодолеть искусственное разделение на внутреннее и внешнее, наблюдателя и наблюдаемое, Творца и творение. Вместо анализа, дотошно дробящего целое на части, применим синтез, соединяющий воедино различные области знаний. Используем интуицию и личный опыт как метод познания. Эту попытку нельзя отнести ни к умозрительным научным теориям, ни к религиозным установкам, ни к психологическим практикумам. Целью является достижение состояния сознания, творящего окружающую реальность, другими словами, достижение статуса Творца. Для этого потребуется преодолеть наваждение разума, как своего собственного, встроенного в мозг, так и внешнего, возможно, космического или коллективного социального, подающего команды.

Люди существуют совсем не в том, что принято называть материальным миром или физической реальностью. В материальном мире люди только рождаются и умирают, а живут они исключительно в системе человеческих представлений о реальности. Значительная часть представлений формируется от сигналов, поступающих с органов чувств, которые подвергаются сложным преобразованиям в головном мозге. Другая часть представлений, меньшая по объему, но более значимая, является непосредственным результатом деятельности самого мозга, оперирующего обобщенными вербальными понятиями. Аппарат, совмещающий языковую функцию с механизмом формальной логики, называется разумом. Разум, в качестве процессора, определяет приоритет обработки информации, поступающей с интерфейса, связывающего с внешним миром, а также из оперативной и долгосрочной памяти.

Пропущенная через узкий фильтр человеческого восприятия картина мира, неразрывно связанная с вербальным описанием, и составляет единственную реальность, в которой пребывает человечество. Только об этой реальности мы можем судить достоверно. Все остальное, в том числе, независимое от нас существование материального мира, равно как и вечное бытие Творца всего сущего – всего лишь гипотезы в рамках человеческих представлений. И материализм, и идеализм – не более чем виртуальные плоды спекулятивного разума.

Органы чувств воспринимают окружающий мир каждый в своей частотной полосе. Осязание тоже можно рассматривать как восприятие в диапазоне колебаний атомов, создающее ощущение твердой поверхности. Во всем частотном диапазоне открыты только несколько узких полос, что напоминает дифракционную решетку, состоящую из параллельных щелей в непрозрачном экране. Дифракционная картина, состоящая из параллельных (концентрических) чередований светлых и темных полос, является результатом интерференции световых волн. Получение трехмерного голографического изображения основано на интерференции сигнальной волны, рассеянной на объекте, с опорной волной от того же источника. Не углубляясь в детали, заметим, что воспринимаемая людьми реальность вполне может оказаться объемной голограммой не только в зрительном, но и в остальных диапазонах восприятия. Чтобы изменить мир, не нужно вмешиваться в пресловутую физическую реальность. Достаточно изменить настройки "дифракционной решетки" с помощью системы представлений, формируемых внутри мозга, как по каналам обработки информации от органов чувств, так и через понятийный аппарат разума, оперирующего языком и логикой.

Люди, в отличие от других живых существ, могут искусственно расширять диапазон восприятия, используя созданные ими технические средства. Приборы позволяют видеть в инфракрасном диапазоне, воспринимать радиоволны, фиксировать взаимодействие частиц на субатомном уровне и многое другое. Технические разработки воплощают идеи, развивающие базисные научные теории, порожденные разумом. Любое расширение человеческих возможностей сначала возникает в качестве идеи в разуме, а затем реализуется с помощью технических устройств.

В начале прошлого века в философии появилось понятии "приборный идеализм", согласно которому результат научного эксперимента в значительной мере предопределен используемым оборудованием и ожиданиями экспериментаторов. Если на пути луча поставить фоторезистор, свет ведет себя как поток частиц с соответствующей энергией, пропорциональной частоте. Если на пути света оказывается дифракционная решетка, он ведет себя как волна, огибающая препятствия, давая интерференционную картину и спектральное разложение. От "приборного идеализма" избавились задекларировав двойственную, корпускулярно-волновую природу света. Тем не менее, идея об определяющем влиянии наблюдателя на результат эксперимента не теряет своей актуальности.

Сверхсложный андронный коллайдер позволил обнаружить взаимодействие, с некоторой долей вероятности доказывающее существование бозона Хиггса, предсказанного в одной из теоретических моделей. Однако коллайдер не поможет обнаружить "резон Фикса", даже если тот в изобилии будет присутствовать в опытах. Для выведения гипотетической частицы на уровень реальности, сначала нужно придумать теорию, а затем построить соответствующую установку неимоверной сложности. И тогда, в лучшем случае, мы докажем не факт существования частицы, а его вероятность.

Научный метод познания мира, основывающийся на разуме, представляет собой бесконечный процесс искусственного создания новых сущностей, вопреки базисному принципу Оккама. Теории множатся, зачастую противореча друг другу, язык описаний становится доступным исключительно узким специалистам, наука все более напоминает азартную компьютерную игру с переходом на новые уровни сложности.

Наконец, как черт их табакерки, появляются гипотетические, но однозначно темные энергия и материя, о которых мы ничего не знаем, потому что они не взаимодействуют с электромагнитным излучением. При этом на долю черной материи приходится 22% вещества Вселенной, на долю темной энергии – 74%, межзвездный газ составляет 3,6% и лишь 0,4% приходятся на звезды, планеты и прочую физическую реальность. Очередное наваждение разума, занятого бесконечной экспансией. Может быть, стоит подвергнуть сомнению прописные истины, внушенная очевидность которых не позволяет выйти из навязанной разумом иллюзии?

Идея о том, что наблюдатель, оснащенный специально сконструированными на основании теоретических представлений приборами, в значительной мере определяет результаты наблюдений, наводит на фантастическую гипотезу. Предположим, что наши естественные органы чувств, включающие в себя цепочки обработки информации внутри мозга, представляют собой приборы, предназначенные для получения требуемой картины мира. Сами люди с загруженной в сознание системой представлений выполняют функцию наблюдателей, чье присутствие определяет результаты наблюдений.

Чем больше людей придерживается тех или иных представлений, тем с большей вероятностью эти представления воплощаются в реальности. ("Назовем вероятностью число последователей данной веры" (В. Хлебников, из рукописей 1922 г.)). Идеи и образы, демоны и боги, потусторонние миры и инопланетные цивилизации выводятся на уровень реальности через человека-наблюдателя. ("Все в мире поделено на две части, из которых одна – видимая, есть не что иное, как отражение невидимой" (Книга Зогар 1, 39)). Все религиозные, межнациональные, идеологические войны ведутся не за ресурсы или жизненное пространство, а за обладание реальностью.

Если отключить общепринятую человеческую систему представлений, мир предстанет в виде светящихся энергетических нитей, которые переплетаются и пульсируют там, куда направлено ваше внимание, и растворяются в мерцающем тумане на периферии зрения. Энергетические нити существуют не в пространстве и не во времени, они всегда здесь и сейчас. Любая форма жизни – тоже светящаяся нить, по которой перетекает энергия. Рождение и смерть – полюса батарейки. Реинкарнация подразумевает использование вместо разовой батарейки перезаряжаемого аккумулятора.

Трехмерное пространство с однонаправленным временем возникают вокруг светящихся нитей подобно тому, как магнитное поле появляется вокруг проводника с током. Пространство и время существуют не сами по себе, а в виде голографической иллюзии в присутствии наблюдателя, играющего роль опорной волны. Причинно-следственная связь событий в однонаправленном времени не отражает реальность, а воспроизводит реальность через механизм формальной логики, лежащий в основе функционирования разума. Причинно-следственные цепочки – не более чем виртуальные проекции разума, бесконечные вариации на тему, заложенную в первопричине. Первопричина же относится исключительно к функции веры. Недостаток веры подменяется множеством логических доказательств, тогда на место Бога-творца приходит научная картина мира с Большим взрывом и сингулярностью.

Обратимся к практикам взаимодействия сознания с физической реальностью. Специально для читателей с недостатком веры вернемся к аналогии с электрическими цепями. В пространственно-временном континууме, возникающем вокруг светящихся нитей, неживые материальные объекты подобны активным сопротивлениям, на которых рассеивается энергия. Живые существа можно сравнить с реактивными элементами, параметры которых зависят от частоты тока. Устойчивый ареал обитания живых существ представляет собой некое подобие частотного резонанса.

Человеческое сознание способно индивидуально регулировать параметры контура восприятия, влияя на физическую реальность. Эффектом плацебо объясняется появление на коже ожогов от воздействия чистой воды, снабженной этикеткой "кислота". Тем же эффектом принято объяснять чудесные исцеления, вызванные истинной верой. При этом результаты воздействия могут не воспроизводиться для наблюдателя с иной настройкой контура.

С помощью медитативных и дыхательных практик можно "обнулить" наведенное внешнее воздействие. Сотворение иной реальности требует резонансной настройки одновременно на нескольких частотах, разнесенных по всему диапазону. Подстройка на одном из диапазонов создает миражи, которые принято называть ясновидением, достоверные для людей с той же системой представлений.

Механизм резонансной подстройки сознания целиком основывается на безусловной вере во что-либо. Сам предмет веры вторичен по значению, но, поддержанный другими людьми, служит в качестве дополнительного доказательства правоты веры. Так, священник укрепляется в своей вере благодаря пастве, гуру черпает силы в ашраме, ученый утверждается за счет учеников, развивающих теорию, актер обретает вдохновение в эмоциях зала. Любые чудеса, основанные на вере, становятся реальностью. Однако надо помнить, что чудеса предназначены для профанов, испытывающих недостаток собственной веры.

Сотворенная реальности – это не самоцель, а побочный эффект от протекания энергий в светящихся нитях. Внешние потоки вступают во взаимодействие с внутренней энергией, создаваемой нашими намерениями. "Рефлекс цели есть основная форма жизненной энергии каждого из нас" (И. П. Павлов). Человек, не сформировавший непреклонное намерение, не взаимодействует с энергетическими потоками, а исполняет чужие желания в, так называемой, объективной реальности. Вера в авторитеты тоже является разновидностью веры.

Стоит отдельно отметить еще одну особенность картины окружающего мира, являющуюся результатом избирательной настройки механизма человеческого восприятия. Едва ли не самым необъяснимым качеством мира является красота. Мир прекрасен на всех уровнях, избыточно красив с точки зрения функциональности. В некоторой мере чувство красоты объясняется инстинктом продолжения рода, но в целом потрясающая красота природы не функциональна. Она дарит людям радость, привязывая к существованию. Красота не присуща миру, красота – это субъективная оценочная категория, которая не появляется без наблюдателя. Красота лежит в глазах смотрящего.

Другие живые существа не способны эмоционально воспринимать прекрасное, тем более они не могут создавать произведения искусства. Если элементы рационального поведения, зачатки этических проявлений, разделение функций внутри сообществ, строительство сложных сооружений можно встретить в животном мире, то художественное творчество остается исключительно человеческой способностью. Искусство в виде музыки, живописи, поэзии, танца существует во всех частотных полосах восприятия. Творчество, как и вера, является механизмом резонансной настройки сознания. В отличие от веры творчество несет в себе намерение (рефлекс цели), таким образом, оно создает жизненную энергию, резонирующую с внешними энергетическими потоками.

На протяжении истории творчество оказывалось индивидуальным выходом для людей, не принимающих общественных правил. Социальное устройство всегда опиралось на веру. Приверженность официальной идеологии или религии – непременный признак лояльности граждан. Вера удерживает одинаковую для всех картину мира и способствует поддержанию порядка в обществе. Творчество, напротив, направлено на разрушение стереотипов, в том числе стереотипов восприятия. В целом оно антисоциально, а зачастую, и аморально. Искусство – антипод религии. Вера пассивна, творчество активно. В религии красота – это "прелесть", от слова "прельщать", "обольщать". Общество принимает творчество в удобоваримой форме официального искусства и национальной культуры, которые дополняют и обслуживают господствующую идеологию.

Наступает время, когда существующие социальные модели полностью изживают себя. Религии, утратив живую веру, превращаются в идеологические догмы, насаждаемые циничной властью, озабоченной самосохранением. Выросший до невероятных размеров техногенный монстр с жадностью пожирает своих творцов. Человек все глубже погружается в виртуальную реальность, теряя жизненность и способность создавать новое. Цивилизация, начавшаяся с того, что носитель рациональной гармонии Аполлон заживо содрал кожу с побежденного им эмоционального Марсия, хоронит себя под патетические гимны о величии и могуществе человека.

Возможно, что на смену насильственному преобразованию материального мира в интересах воспроизводящего себя разума придет глобальное творчество. Иллюзия реальности сгорит в очищающем огне воображения. Выявление красоты станет основным предназначением свободного человека, покинувшего мертвое царство разума.

Октябрь 2015 г.